Кукла на основе
пеноплекса и папье-маше
Мастер-класс
Мастер-класс
Кукла на основе
пеноплекса и папье-маше
Рис. 1
Возможно, в «кукольном деле» слишком много ремесла и можно заблудиться в нем как в тех трех деревьях, а леса не увидеть. Забыть, увлекшись деталями, главное — тот цельный образ, который вдохновлял на создание куклы. Действительно, для того, чтобы сделать куклу нужно уметь рисовать, лепить, расписывать, формовать, паять, пилить, сверлить, шить, вышивать и т.д. Дальнейший рассказ, таким образом, пойдет о трех соснах, в которых я желаю не заблудиться ни вам, ни себе.

Когда кукольный образ сложится в голове, необходимо продумать из каких материалов будет сделана работа, как она будет крепиться к подставке, костюм, цвет, роспись и т.д. Затем выполняется рисунок композиции в натуральном размере (так называемый, габаритный рисунок), чтобы стали ясны все пропорции и детали. Подбираются цвета, в данном случае это — третичная триадная комбинация: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая.

На фото ниже показан габаритный рисунок работы «Курильщик луны». Композиция состоит из четырех предметов: кальян, курильщик, восточный кувшин, лодка-луна-подставка. Рисунок выполнен в двух ракурсах в «фас» и «профиль». Красным цветом показаны места, где детали крепятся между собой. Они будут укреплены сосновыми брусочками.


Скульптура вырезается из пеноплэкса — утеплителя, который продается в крупных строительных магазинах. Пеноплэкс – достаточно мягкий материал. Для того, чтобы его резать, а не мять, я использую электролобзик на низких оборотах и нож, заточенный на грубом камне, так, чтобы режущая поверхность была острой и немного пилообразной. Пеноплэкс растворяется в ацетоновых клеях. Поэтому в качестве клея используется расплавленный полиэтилен, для этого необходим термопистолет. Чтобы не повторяться, во всем рассказе слово «клеить» означает соединение частей расплавленным полиэтиленом. Если используется другой способ склеивания, то клей обговаривается.

Вначале делаю подставку-лодку, на которой впоследствии будут монтироваться все детали. С помощью кальки (фото ниже) переношу рисунок в «фас» на пеноплэкс. Купленный мною пеноплэкс имеет толщину 5 см, поэтому чтобы набрать необходимый объем, мне понадобилось вырезать три детали. Каждую деталь вырезаю по линии и склеиваю друг с другом. Затем на полученной детали русую ее «профиль», лишнее отрезаю. Затем закругляю форму лодки с помощью ножа.

С телом «курильщика» поступаю также. Набираю объем, используя «фас», рисую профиль на склеенной детали.


Делаю грубую обрубовку.

Затем детализирую.

Затем закругляю форму лодки с помощью ножа.
Вырезаю руки, ноги. Полностью собираю фигуру, соединяя детали бамбуковыми шпажками.

В места крепления, помеченные на эскизе красным, в углубления вклеиваю деревянные брусочки, с помощью дрели выполняю по 2 отверстия в каждом брусочке.


В дальнейшем, чтобы избежать вращения деталей, каждая из них монтируется на два отрезка медной проволоки и эпоксидную смолу. В дне подставки — лодки делаю углубление и с помощью расплавленного полиэтилена заполняю его свинцовой дробью для того, чтобы придать всей скульптуре устойчивость. Если кукла крепится ногами к подставке, то внутрь каждой ноги вставляется проволока. Для этого нога из пеноплэкса продольно разрезается, делается неглубокий желобок, в него укладывается проволока. Части ноги склеиваются и затем машируются.

Выглаживаю поверхность всех деталей с помощью шкурки и маширую их.

Маширование означает изготовление папье-маше. В кастрюлю наливаем два стакана горячей воды, добавляем половину стакана муки, половину чайной ложки костного (мездрового) сухого клея, хорошенько размешиваем, ставим на медленный огонь. Клейстер нельзя кипятить,т.к. он теряет клеящие свойства. Можно варить его на водяной бане. Непрерывно помешиваем до тех пор, пока клейстер не загустеет, а костный клей растворится. Костный клей придает клейстеру липкость. В горячем виде клейстер должен иметь сметанообразную консистенцию. После того, как замашированные детали хорошо высохли, выглаживаю их грубой, а затем тонкой шкуркой.

Собираю полную композицию, монтируя детали на бамбуковые шпажки.

Все тонкие детали выполняю на основе проволочного каркаса, в том числе, и кисти рук. Для этого из проволоки выгибаю каркас, следуя рисунку, свободные концы склеиваю на «Момент» и обматываю нитками. Потом эти концы проволоки будут вклеены в руку. С помощью плоскогубцев придаю проволочным кистям рук необходимую позу.

Собираю полную композицию, монтируя детали на бамбуковые шпажки.

Подойдут и другие акриловые пластики на основе глины, например, FIMO.
Теперь приступаю к фактуровке поверхности деталей. Для фактуровки можно использовать тот же пластик, которым вы лепили, только необходимо добавить в него воду и размешать до густой массы. Очень удобно использовать акриловую рельефную пасту, которая легко наносится, не трескается, легко шкурится после высыхания и продается в художественных салонах. Фактуровку предмета можно выполнять, используя кисть, мастихин, валик или просто пальцы, в зависимости от желаемого эффекта. В данном случае я добивалась гладкой поверхности, т.е. использовала акриловую пасту как левкас, приглаживая пластик водой.

После того, как фактуровка хорошенько просохла, выглаживаем ее тонкой шкуркой. Покрываем поверхность фиолетовой акриловой краской шелковистого блеска. Для этого добавляем в краску немного акрилового бесцветного лака.

Наносим беспорядочные мазки бирюзовой акриловой краской.

Хорошенько просушиваем предмет. Покрываем «лодку» тонким слоем клея мордана или масляного лака, разбавленный терпентином (1:1), просушиваем. Покрываем весь предмет разноцветной фольгой, используя кисточку. Приглаживаем листки фольги мягкой тканью.

Осторожно процарапываем крупной шкуркой всю поверхность. Чтобы получить эффект большей состаренности, протираем поверхность тряпочкой, смоченной в терпентине.

Конечный этап — покрываем предмет акриловым лаком. Основой под роспись «кальяна» и «курильщика» служит 2-3 слоя светло-охристой матовой акриловой краски. После высыхания основа не должна размываться водой. Если это не так, то в краску добавляем немного акрилового бесцветного лака. Краску наносим кисточкой в разных направлениях, тогда поверхность остается практически ровной. Хорошенько просушиваем.

Перед тем, как нанести узоры на «кальян», покрываем его поверхность жидким раствором светло-фиолетовой краски, акварели с добавлением акрилового бесцветного лака. Как только краска высохла, вытираем предмет чуть влажной тряпочкой, оставляя фиолетовый оттенок во впадинах.

Затем наносим узор акриловыми красками, роспись закрепляем матовым акриловым лаком-спреем. Так же поступаем с лицом «курильщика». Теперь «одеваем» «курильщика». Ножки обтягиваем вначале оранжевым атласом, сгибы ткани приклеиваем на «Момент», сверху пришиваем красно-охристую тюль. Обувь выполняем из картона, медной проволоки, обтягиваем детали синей с фиолетовым отливом тканью.

В заключение наносим на туфли «восточные» узоры блестящим акриловым контуром. Тело «курильщика» тоже обтягиваем тканью, ноги приклеиваем, фиксируя положение бамбуковыми шпажками.

Руки тоже приклеиваем на бамбуковые шпажки.

После этого закрываем наружные швы. Все детали монтируем на двухкомпонентную эпоксидную смолу, фиксируя их отрезками медной проволоки, вставленными в отверстия сосновых брусочков.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
ДРУГИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
Made on
Tilda